История Мавритании ( часть III )

блог о Мавритании 300x221 История Мавритании ( часть III )

Приветствую вас,

уважаемый читатель !

В XIIIXVII в.в. исламизированное общество берберов – кочевников Мавритании снова подверглось завоевательному нашествию арабов , но уже на этот раз кочевых племен макиль, бени-хилаль и бени-сулайм, которые были направлены из Египта фатимидским халифом для овладения Северной Африкой и с целью полной арабизации коренного населения. Под давлением наступавших арабов , возглавляемых этнической группой бени-хасан, нуждающихся в новых пастбищах, берберы стали постепенно отходить на юг вдоль Атлантического побережья Мавритании. Необходимо заметить,  что оседлое берберское население глубинных оазисов противилось нашествию арабов еще довольно долго.

Установление тоталитарной гегемонии арабов бени-хасан над коренным населением имело под собой глубокие социально-политические последствия. Став подлинными хозяевами страны, арабы бени-хасан присвоили себе безоговорочное право владения на третью часть источников воды, а также взимания за охрану караванных путей своего рода «таможенных сборов» и других податей с покоренных кочевых и оседлых племен берберов и негроидного населения юга.

Роль главного религиозно-культурного и отчасти политического центра постепенно закрепилась за оазисом Шингетти ( Chinguetti ) в Адраре , где позднее ( в 1740 году ) родовая группа арабов бени-хасан основала свой эмират. Страна стала называться Шингет или Траб эль-Бидан ( «Земля белых» ). В результате ускорились процессы арабизации исламских племен и исламизации негроидных вассалов на юге.

Таким образом, стал складываться своеобразный смешанный этнический состав населения , в котором численно преобладали племена берберов и арабов бени-хасан. Повсеместно получил распространение разговорный язык хассания, но не исчез полностью и берберский язык анзага, на котором говорят некоторые племена в Трарзе.

Арабизация, исламизация и этнические смешения способствовали превращению социальной организации арабо-берберских племен в арабо-мусульманское феодальное общество с многоступенчатой кастово-иерархической структурой.

Социальную иерархию, утвердившуюся после прихода завоевателей , возглавляла военно-феодальная знать арабского и отчасти берберского происхождения – хасаны ( воины).  На более низкой ступени стояло немногочисленное, но влиятельное берберо-мусульманское духовенство- марабуты. Именно хасаны и марабуты, называвшие себя «сыны больших палаток», представляли элиту – две правящие касты или группы племен, которые направляли жизнь всей страны. В третью группу (касту) входили многочисленные вассальные племена берберов зенага, лично свободных, но обязанных платить дань. Одни из них находились под властью племени марабутов (или «под книгой») и назывались таламид («ученики»), другие же, а это оказалось большинство берберов, были в подчинении ( или «под стременем») у хасанов, которые высокомерно называли их лахма («мясо»). К лахма относились и некоторые негроидные народности долины Сенегала, жившие на собственных племенных землях. Ну и наконец, самую низшую ступень занимали рабы – бывшие военнопленные или проданные в рабство негроафриканцы , а также вольноотпущенники-харатины, фактически находившиеся в закрепощенном положении. Несмотря на разное правовое положение, рабы и харатины по существу представляли собой две близкие категории зависимого населения, которые обслуживали домашнее хозяйство своих «белых» патронов. Особое положение на общественной лестнице занимали лично свободные , но еще более кастово замкнутые группы – ремесленники ( кузнецы) и гриоты ( музыканты, певцы и танцоры ). Происхождение этих групп неясно, но переход их на иные, более высокие общественные ступени был практически невозможен, как и для рабов и харатинов.

Специфические условия существования кочевого скотоводческого общества мавров с характерными для него полузастывшими формами феодально-племенной организации и кастовой структуры, а также непрекращавшиеся племенные междоусобицы, все это тормозило процессы внутренней политической консолидации в стране. Большинство племен , управляемых шейхами и собраниями соплеменников, было разбросано по бескрайним просторам пустыни и по своей сути сохраняло свою, граничащую с полной изоляцией, независимость.  Временами в силу тех или иных причин они объединялись  в конфедерации племен или даже в отдельные государственные образования – эмираты Трарза, Бракна и Ход – на юге, Адрар и Тагант – в центральной части страны. В начале XIX века возвышается старый эмират Трарза. Его правители из рода Ахмеда бен-Дамана традиционно претендовали на роль представителей всех племен хасан во внешних связях Мавритании. Но  объединения всех эмиратов в единое государственное образование так и не произошло, что, несомненно, облегчило европейцам  проникновение в страну, а затем и захват мавританских земель французскими колонизаторами.

И в следующей статье мы обязательно поговорим почему Мавритания так привлекала французов и почему они стремились проникнуть на мавританскую территорию. Оставайтесь на связи…

2leep.com

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях

livejournal История Мавритании ( часть III )

Оставить комментарий

Погода в Нуакшоте
Яндекс.Погода
Город Шингетти
Узнайте больше о старинном городе Шингетти, посетив страницу на Фейсбук. Старинный город ШИнгетти
Сайты – Друзья
Point Afrique Solidarité
Бутик Point Afrique Solidarité создан для поддержки африканских стран. Point Afrique Solidarité
Видеоматериалы
Архивы
Твиттер